Авиакомпания «Малая планета» впала в турбулентность

Самая большая чартерная линия в 2017 году будет с двумя самолетами со следующей недели. В следующем году обещают затянуть пояс

Когда 18 сентября немецкая компания из группы Small Planet Airlines в Литве объявила о реструктуризации, казалось, что ее проблемы не дойдут до польской компании. Однако они достигли. У Small Planet Airlines меньше машин, потому что арендодатели сокращают свои контракты. На этой неделе их число упало с восьми до пяти.

На этой неделе их число упало с восьми до пяти

Показать галерею [1/3]

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ:

Бартош Цайка стал президентом авиакомпании Small Planet Airlines в середине августа, а с июня он был заместителем генерального директора. Он пришел в компанию в самое трудное для нее время - в этом году компания потеряла лидерские позиции в 2017 году. Рис. ARC

- На следующей неделе мы сократим количество операций до двух самолетов, хотя у нас были контракты на четыре машины. У нас будет один самолет, зарегистрированный в Польше, и один будет летать в рамках мокрого лизинга [аренда с экипажем - ред. ред.] - говорит Бартош Цайка, генеральный директор авиакомпании Small Planet.

Он признает, что ситуация в компании сложная.

- У нас есть проблемы с платежами от некоторых поставщиков, но мы работаем над этим на регулярной основе, и я нахожусь в прямом контакте с каждым из них, - говорит Бартош Цайка.

Работа продолжается

Теперь туроператоры готовы предоставить полеты на уже проданные поездки.

- С момента появления информации о неприятностях немецкой компании Small Planet Airlines мы занимались предоставлением посадочных мест в самолетах других перевозчиков, - рассказывает Марчин Дымницкий, президент TUI Polska.

- Мы решили заменить большую часть рейсов, которые должны были обслуживать Small Planet Airlines, другими перевозчиками. В некоторых случаях мы сократили сезон и не продавали последнюю неделю октября. Мы предложили клиентам перенести праздники на предыдущие недели или сократить их с 14 до 10 дней. Нам это удается, хотя это требует многих методов лечения и является болезненным с финансовой точки зрения, - говорит Петр Хениц, вице-президент Ithaca.

- К концу октября мы запланировали около десятка рейсов с Small Planet Airlines, семь из которых компания не будет выполнять. Все остальные машины были найдены. Однако, поскольку эти линии работают с более крупными машинами, чем остальные перевозчики, мы должны организовать другой вид транспорта для небольших групп пассажиров. Почти на 100 процентов. Мы уже преуспели, буквально немногие пассажиры могут ждать небольших изменений в транспорте, - говорит Адам Горчевски, представитель Grecosa. У чартерных авиакомпаний больше заказов в конце летнего сезона.

- Я не знаю, связано ли это с проблемами авиакомпании «Малая планета», но в ближайшие две недели мы сделаем некоторые дополнительные операции для наших клиентов. Октябрь не очень переполнен, это половина от количества операций с сентября, поэтому другие перевозчики смогут обслуживать дополнительных клиентов. Если это не удастся, у туроператоров возникнет проблема: им придется отменить поездки и дать своим клиентам деньги, и все же они уже заплатили за отели, - говорит Михаил Качмарчик, президент Ryanair Sun, нового игрока на рынке чартерных перевозок.

Ryanair Sun летает за TUI и Grecosa.

- Мы поможем офисам, с которыми у нас есть соглашения: Itace, Rainbow, Grecos и TUI, - говорит Гжегож Поланецкий, президент Enter Air.

Бережливый год

В следующем году авиакомпания Small Planet Airlines, которая в прошлом году вышла на первое место среди чартерных авиакомпаний, ограничит полеты в Польше.

- У нас будет меньше машин. Мы, вероятно, будем управлять четырьмя самолетами, возможно, что три будут мокрыми. Помимо четырех самолетов, по контракту на TUI и Grecosa, у нас нет дальнейших обсуждений с туроператорами, - говорит Бартош Чайка.

- Сложно сказать, как отреагируют лизинговые компании. Спрос на самолеты велик, поэтому они предпочитают менее рискованных клиентов. Однако не в интересах компании обанкротиться. Тот факт, что они сократили срок аренды, не означает, что весной они не будут предоставлять машины для авиакомпании Small Planet Airlines, - говорит Гжегож Полянецкий.

- Мы говорим с Small Planet Airlines и другими перевозчиками о следующем сезоне, - говорит Адам Горчевски. Не все так оптимистичны.

- У Small Planet Airlines есть контракты и обязательства перед нами и другими туроператорами. Они не следуют за ними. Если у них нет задолженностей для нас и они продолжают работать, мы можем говорить о сотрудничестве в следующем году. На данный момент это не выглядит оптимистично, - говорит Петр Генич.

Источник проблемы

Проблемы чартерной линии начались весной этого года, когда AerCap, компания, зарегистрированная на NYSE и включенная в список NYSE, арендовавшая самолет для 200 авиакомпаний в мире, опоздала с поставкой двух машин.

- Вместо того, чтобы на рубеже апреля и мая - один самолет попал в конце июня, а второй в июле. Мы потеряли 1,5 месяца полета на нашем самолете. Мы понесли расходы по оплате аренды, что негативно отразилось на финансах компании. Между тем, именно AerCap, как первый арендодатель, потребовал сократить контракт, а это означает, что остальные компании также выполняют нервные движения, - говорит Бартош Цайка.

В мае и июне у Small Planet Airlines также были проблемы с экипажами - у них не было достаточно времени, чтобы увеличить их количество, что также способствовало неудачному началу сезона.

- У нас тоже была слишком сложная сеть. Транспортные расходы экипажей между базами в Катовице, Варшаве и Гданьске были слишком высоки, - добавляет глава авиакомпании «Малая планета». Он также указывает на сезонность на польском рынке.

- К зимнему сезону работа была только для одного самолета. Некоторые должны были лететь в Германию, но поскольку наша немецкая компания подвергается реструктуризации, они не понадобятся, - объясняет Бартош Цайка.

История повторяется

Авиакомпания Small Planet Airlines работает в Германии с 2015 года и получила сертификат AOC весной 2016 года. В этом году линия запланировала динамичный рост. Она надеялась развить рынок после Air Berlin, который обанкротился в 2017 году. К сожалению, несколько факторов вызвали то, что ситуация не развивалась после чартерной линии. Заказанный самолет прибыл с опозданием, экипажей не было, линии, введенные в эксплуатацию, были ненадежными, возникли непредвиденные технические проблемы, а расписание рейсов было настолько плотным, что было много задержек, за которые линия должна была выплатить компенсацию.

Авиакомпания Small Planet начала свою деятельность в 2008 году в Литве. Затем они создали компании в Польше, Германии и Камбодже. Их парк состоит из 21 самолета A320 и восьми самолетов A321. В 2017 году выручка компании составила 294 миллиона евро по сравнению с 223 миллионами евро в 2016 году, а количество пассажиров выросло с 2 до 2,7 миллиона.

© ℗