Недопуск к проверке работников налоговой службы

Сейчас сложилась такая практика, обжаловать Акт о проведении проверки налоговой службой невозможно в связи с тем, что такой акт не создает правовых последствий и не является актом индивидуального действия Сейчас сложилась такая практика, обжаловать Акт о проведении проверки налоговой службой невозможно в связи с тем, что такой акт не создает правовых последствий и не является актом индивидуального действия. В частности, такой вывод изложен в постановлении ВСУ от 10 сентября 2013 года, где указано, что акт проверки не является решением субъекта властных полномочий в понимании статьи 17 КАС, не вызывает возникновения каких-либо прав и обязанностей для лиц, работа ( деятельность) которых проверялись, поэтому его выводы не могут быть предметом спора. Отсутствие спорных отношений, в свою очередь, исключает возможность обращения в суд, поскольку отсутствует право, подлежащее судебной защите. Акт проверки является носителем доказательной информации о выявленных контролирующим органом нарушения требований налогового, валютного и другого законодательства субъектами хозяйствования, документом, на основании которого принимается соответствующее решение контролирующего органа, а потому оценка акта, в том числе и оценка действий должностных лиц контролирующего органа по его составления, изложения в нем выводов проверки, может быть предоставлена судом при разрешении спора об обжаловании решения, принятого на основании такого акта.

Порядок обжалования налоговых уведомлений-решений

Каким же образом возможно все-таки обжаловать действия налоговой службы, если налогоплательщик считает, что проверка проводится незаконно?

Прежде всего отмечу, что должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных этим Кодексом, и при предъявлении или направления в случаях, определенных этим Кодексом, следующих документов:

Новый порядок направления контролирующими органами ППР (действует с 16.02.2016 г.)

направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) или о " объекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая / внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, который скреплен печатью контролирующего органа;

копии приказа о проведении проверки;

служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Право налоговой службы обратиться в суд

Непредъявления этих документов или предъявления указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.

То есть, если налогоплательщик считает, что отсутствуют необходимые документы для проведения проверки, оформленные ненадлежащим образом, он имеет право вообще не допустить работников налоговой службы к проверке. Более того, недопуск к проверке и будет защитой прав. Как указано в постановлении ВАСУ от 19.02.2014 г.., Налогоплательщик, который считает нарушенным порядок и основания назначения налоговым органом проверки к нему должен защищать свои права путем недопуска должностных лиц контролирующего органа к такой проверке. Допуск к проверке нивелирует правовые последствия правовых нарушений, допущенных налоговым органом при назначении и проведении налоговой проверки. В данном случае, налоговым органом фактически реализована его компетенция на проведение проверки и оформления результатов такой проверки, а потому как приказ о назначении проверки, так и действия налогового органа по проведению такой проверки исчерпали свою правовую действие и не является нарушающими права истца.

Степень риска деятельности предприятий

Это означает, что если уполномоченных лиц налоговой службы были допущены к проверке (хотя и были основания не допускать), то дальнейшее обжалование их действий будет безрезультатно.