История моды в картинах: Ив Кляйн

Ив Кляйн (Фото АССОЦИИРОВАННОЙ ПРЕССЫ / FOTOLINK / EAST NEWS)

Что изобрел Кляйн? Синий цвет? Ну нет. Его International Klein Blue - это скорее техника достижения впечатления интенсивности и сияния цвета. Тот факт, что мы видим цвета, является вопросом природы, а это - как мы их видим - вопросом культуры.

Что можно сказать о модной картине Ив Кляйн из серии IKB? Что он может сказать, например, висит в Лондоне Тейт картина под названием IKB 79 (от 1959 года), и точно ли это то же самое, что картина IKB 1960 года в Берлинской национальной галерее? Или еще одно из девяносто четырех пронумерованных изображений Кляйна с такой же аббревиатурой в заголовке: IKB?

Может быть, в начале, давайте расшифруем ярлык (если он остался незашифрованным для кого-то другого). IKB расшифровывается как International Klein Blue, и это не только название ста девяноста четырех картин Ива Кляйна, но и официальное название, зарегистрированное как цветное изобретение.

То, что изобрел Кляйн, относится к той же категории достижений цивилизации, что и швейная машина, изобретенная в середине 19-го века Исааком Мерритом Сингером или изобретенная Уолтером Хантом в то же время булавкой (Хант был также одним из создателей прототипа швейной машины). ). Таким образом, он относится к той же категории изобретений, что и тележка для покупок, запатентованная в 1937 году Сильван Голдман (владелец сетей супермаркетов), благодаря которой Голдман стал мультимиллионером, поскольку он взимал лицензионный сбор за каждую изготовленную в США тележку.

Кляйн не был мультимиллионером, потому что он не запатентовал свое изобретение. Он зарегистрировал его только во Франции через систему enveloppe soleau , которая не предоставляет автору права собственности, но дает ему право приоритета изобретения. Что еще нужно настоящему художнику! В конце концов, с каждой тележки супермаркета плата не взимается, верно?

Ив Кляйн, конец 1950-х (Фото: Экспресс Газеты / Getty Images)

Хорошо, но что изобрел Кляйн? Синий цвет? Ну нет. Это техника для достижения впечатления интенсивности и яркости цвета, которые не ухудшаются и не непрозрачны. И эта неизменная интенсивность и сияние синего цвета называется IKB. Если я скажу, что это связано с использованием поливинилацетата, то, вероятно, достаточно не продолжать эту тему в отделе моды (хотя, конечно, отношения моды и химии более близки, чем это может показаться на первый взгляд).

Я писал выше, что IKB, или цвет, как изобретение относится к достижениям цивилизации. Потому что, хотя мы знаем, что наша способность видеть и различать цвета связана с физическими явлениями - такими как световое излучение - и физиологией глаза, цвет в основном имеет культурную природу. Его многие черты, его значения созданы человеком. Тот факт, что мы видим цвета, является вопросом природы, а это - как мы их видим - вопросом культуры. Даже, казалось бы, фундаментальное разделение между холодными и теплыми цветами основано не на их физических характеристиках, а на культурном разделении и порядке. Кроме того, меняется со временем и отличается для разных культурных традиций.

Ив Кляйн создает спектакль под названием «Антропометрия», во время которого перед элегантно одетой публикой погружает обнаженные тела модели в цветную краску IKB и заставляет их запечатлеть свои тела на бумаге и холсте.

Наше восприятие цветов неразрывно связано с тем, что мы сами приписываем им. И это то, что функции, которые мы для них устанавливаем, идут вместе с ним. В этом контексте IKB - это особый цвет. Он был создан (по замыслу художника), чтобы это ничего не значило. Ив Кляйн хотел создать цвет без функции, не обремененный символическими значениями. Чистый цвет. Или, может быть, лучше сказать: пустой цвет.

Он выбрал Klein Blue для этого эксперимента. С одной стороны, странно, с другой - понятно и очевидно. Синий - очень популярный цвет (более половины европейцев называют синий своим любимым цветом), и в то же время он считается самым нейтральным в нашей культуре. Наименее нагружен символически. Синий - это цвет, который не раздражает; цвет, который не раздражает; это не шокирует, не ранит и не пугает вас, как пишет Мишель Пасторуо в своей истории синего цвета. Это дает чувство безопасности, приносит мир и даже онемение (Пасторуо отмечает, что таблетки успокоительного синего цвета).

Потому что, что мы наконец раскрываем о себе, когда говорим, что наш любимый цвет - синий? Ничего или почти ничего, - пишет Пастуро. Может быть, поэтому синий был любимым цветом нашей одежды в течение многих лет. Несмотря на или даже против модных тенденций, продвигается высокая мода , которая редко бывает полной синевы. Но мода - это превращать одежду в символы, а в обычной жизни мы предпочитаем обычную одежду. Мы не хотим одеваться в символы. Именно это прекрасно продемонстрировал Ханс Эйкельбум в своей недавней книге « Люди XXI века» , в которой он показал, как, несмотря на моду и даже вопреки популярным публикациям на уличном стиле, мы одевались одинаково в течение последних двадцати лет.

Поэтому синий цвет платья Богоматери, изображенный на картинах, является символическим, признаком ее божественности: истины, мира, добродетели и силы

Платье, разработанное Фиби Фило для бренда Céline (Фото IMaxTree)

В поисках чистого синего цвета, однако, Ив Кляйн идет вразрез с нейтралитетом, которому он приписывается. Он ищет то, что интенсивно в нем. Он ищет сияющее свечение, которое никогда не тускнеет и не затухает. Я хочу получить яркость цвета, которая не была бы просто неуловимой игрой света. Это преследование приносит цвет IKB, созданный Кляйном, к синему, полученному от ультрамарина. А это, в свою очередь, заставляет вас взглянуть на цвет Кляйна в совершенно ином контексте.

В средневековой европейской живописи ультрамарин появляется только в значительных деталях. Это практически зарезервировано для цвета платья и одежды, которые носит Богородица. В жизненной практике ультрамарин вообще не использовался для окрашивания тканей. Поэтому синий цвет платья Богоматери, изображенный на картинах, является символическим, признаком ее божественности: истины, мира, добродетели и силы. Но даже когда в результате широко распространенного использования более дешевых пигментов синий цвет попадает на ткань и нашу одежду, он не достигнет интенсивности и яркости, которые мы видим на картинах в течение длительного времени. В конце концов, не только Мэриан. Ультрамарин также использовался Вермеером, и именно благодаря ей на знаменитой картине « Девушка с жемчужиной» необычный свет излучает синий тюрбан с героиней портрета на голове.

Платье, разработанное Фиби Фило для бренда Céline (Фото IMaxTree)

В 1960 году Ив Кляйн создает спектакль под названием « Антропометрия» , во время которого - перед элегантно одетой публикой - погружает обнаженные тела модели в цветную краску IKB и заставляет их запечатлеть свои тела на бумаге и холсте, создав серию картин с таким же названием. Изображения состоят из синих следов женских тел. Практически идентичные шаги, одинаковые по цвету, появятся в 2016 году на белых платьях, разработанных Фиби Фило для бренда Céline. Это самый захватывающий способ, которым мода будет привлекать цвет, зарезервированный для искусства. За цвет, который в искусстве Кляйна стал его собственным искусством. В Филоне мотивы Кляйна - это не просто цитата. Они не передают рисунок с изображения на платье. Ее дизайны создают впечатление, что тело модели, которая представляет платье, отражается в синем цвете. Что такое красочный след, идеально совпадает с рисунком модели. Искусственный цвет здесь становится синонимом тела. А тело под платьем - так же, как след на платье. Мода, искусство, красота должны быть сделаны по мерке, - говорит Фиби Фило в этом проекте. Потому что человек с его физически присутствующим телом является основой того, что мы называем красотой, искусством или модой.

Мужская коллекция осень-зима 2017/2018, разработанная Джоном Гальяно для Maison Martin Margiela (Фото IMaxTree)

Есть еще одна важная вещь, которую Фиби Фило заявляет с его художественно-стоическим спокойствием. Слова «мужчина», «женщина», «художник», «художник» являются синонимами ей в абсолютном смысле. Однако в спектакле Кляйна присутствовал демиургический художник - мужчина, одетый в безупречный костюм - который использовал обнаженное женское тело в качестве инструмента художника.

Color IKB со всей своей представленностью также появился в этом году на подиуме моды, в мужской коллекции, разработанной Джоном Гальяно для Maison Martin Margiela. На этот раз «синий» принял форму двубортного костюма. Благодаря IKB Гальяно создает впечатление, что цвет здесь не является особенностью ткани. Это не костюм какого-то цвета. Интенсивность и яркость делают сам цвет тем материалом, из которого вы хотите сформировать костюм. Но также - он не может просто стать костюмом. Он не только сформирован в соответствии с принципами так называемой мужской пошив, но также пытается организовать, драпировка, как материал одежды. Следуя примеру Кляйна, Гальяно создал ходячий цвет, который не собирается принимать навязанную ему форму. Ничто здесь не полностью определено. Цвет становится формой, а форма становится цветом. Мужской костюм не имеет шансов одеть в культурные формы. Специфика цвета всегда побуждает его идти по диагонали; для наклонов, поворотов и складок, характерных для эстетики высокой моды.

Историки искусства часто изображают историю цвета в Европе как борьбу между синим и красным. Гальяно открыл новый этап в этой борьбе: он разогревался от синего до красного.

Януш Ноневич - заведующий кафедрой моды факультета дизайна в Академии изящных искусств в Варшаве, ее основатель и преподаватель; куратор и визуальный художник; литературовед, он изучает моду и дизайн в контексте гуманитарных и социальных наук. Он руководит собственной образовательной программой: «Может ли модельер быть счастливым?», Является автором работ и выставок, показанных в галереях и музеях в Варшаве, Тарнове, Лондоне, Пекине, Вене и Белостоке

Синий цвет?
Или еще одно из девяносто четырех пронумерованных изображений Кляйна с такой же аббревиатурой в заголовке: IKB?
В конце концов, с каждой тележки супермаркета плата не взимается, верно?
Синий цвет?
Потому что, что мы наконец раскрываем о себе, когда говорим, что наш любимый цвет - синий?
Он руководит собственной образовательной программой: «Может ли модельер быть счастливым?